100 историй о потребительской кооперации

26 ноября 2024 г., вторник

Система марочных листков: Как общество управляло потреблением и доходами

Потребитель, для получения от поставщика товара, получал в правлении общества марочный листок, на котором обозначалась сумма внесенных денег, то есть кредит потребителя у поставщика. Марочный листок состоял из пяти пустых марок. С левой стороны потребитель обозначал необходимый ему товар, причем по каждой марке можно было закупить товар стоимостью от одной копейки до всей суммы кредита. При этом марочные листки были разного цвета в зависимости от суммы кредита (до 1 руб. жел тые, до 3 руб. зеленые, до 5 руб. синие и до 10 руб. - бледно-розовые).

На правой стороне поставщик записывал количество и стоимость приобретенного товара. Правые марки вырезались и оставались у поставщика. А израсходованные левые марки возвращались в правление.

Специальным пунктом было предусмотрено, что цены у поставщиков должны быть рыночные или ниже, но «никак не выше»

Каждый член общества мог потребовать возврат своего пая частично или полностью. Дивиденды подсчитывались в конце года. И на очередном собрании общества 26 января 1869 года отмечалось, что процент чистого дохода по марочным оборотам дошел до 40 процентов. К этому времени общество имело уже две лавки. Состав правления доведен до 15 человек. Основная лавка была переведена на Николаевскую площадь при спуске с Лядской улицы (ныне Ленинский садик при спуске с ул. М. Горького).

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International