Равенство и доступность: Принципы деятельности потребительского общества Алафузовых фабрик

3 декабря 2024 г., вторник

Одним из первых потребительских обществ в Казани стало общество, созданное в 1897 году при льнопрядильно-ткацкой мануфактуре и кожевенном заводе торгово-промышленного общества Алафузовских фабрик и заводов. Устав общества был утвержден министром внутренних дел 31 декабря 1896 года.

Цель общества, определенная в первом параграфе устава, заключалась в обеспечении членов необходимыми товарами качественного уровня по доступным ценам, а также в оказании помощи в накоплении сбережений из полученной прибыли. Эта формулировка была стандартной для многих потребительских обществ и лишь незначительно варьировалась в уставах.

Устав также предусматривал равноправие всех членов общества независимо от размера их пая, что позволяло осуществлять голосование на принципе «один человек — один голос», в отличие от акционерных обществ.

Сохранившиеся отчеты о деятельности общества дают возможность ознакомиться с характером и масштабами его деятельности, а также проследить, как шло распределение прибыли.

Общество могло создавать собственные заведения для изготовления необходимых предметов потребления с последующей их продажей, закупать у торговцев, промышленников и комиссионеров различные товары и припасы, приобретать на собственные средства недвижимое имущество, строить или арендовать складские помещения.

Продажа товаров не членам общества могла производиться только за наличный расчет, а члены общества могли брать товары в кредит, но на сумму не свыше месячного заработка.

Продажа товаров не членам общества осуществлялась только за наличный расчет, тогда как члены могли получать товары в кредит, но в пределах месячного заработка. 

Распределение прибыли подтверждало основной принцип: главной задачей было не извлечение прибыли, а поддержка членов общества. На капитализацию шло не более 10% прибыли, а большая часть дохода возвращалась членам через возмещение части расходов при покупке товаров в кооперативной лавке. Таким образом, чем больше член общества («заборщик») покупал товаров, тем больше ему возмещалось из прибыли.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International